8(4234)32-66-97, 32-62-03
Приморский край, г.Уссурийск, ул.Белинского, 35
E-mail: MDOU-detsad40@yandex.ru

Информационно-образовательные ресурсы:

  • Официальный сайт Министерства Образования и науки Российской Федерации:http://www.mjn.gov.ru
  • Федеральный портал " Российское образование"-http://www.edu.ru
  • информационная система " Единое окно доступа к образовательным ресурсам"-http://window.edu.ru
  • единая коллекция цифровых образовательных ресурсов-http:// scooll-collection.edu.ru
  • федеральный центр информационно-образовательных ресурсов-http://fcior.edu.ru

Пальчиковая гимнастика 2013 год

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка

Детский сад № 40

 

 

 

Тема: Пальчиковые игры и гимнастика как средство развития речи

(самообразование педагога)

Выполнила: Ковика Анна Владимировна,

воспитатель младшей группы №9

 

 

 

 

 

 

 

 Уссурийск - 2014

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Психологические и физиологические аспекты развития мелкой моторики рук……………………………………………………………4

          2. Виды пальчиковых игр и варианты гимнастики………………………8

а) Потешки – русские народные пальчиковые игры……………………..9

б) Изображение предметов, животных, птиц и т.п……………………..10

в) Пальчиковые игры с использованием подручных средств………….16

г) Использование игр – шнуровок……………………………………….18

д) Гимнастические упражнения для пальчиков………………………...19

е) Оздоравливающая гимнастика………………………………………..23

4. Проведение игр и методические рекомендации  педагогам и советы родителям………………………………………………………………………...25

5. Группа №9 как пример развития речи с использованием пальчиковых игр и гимнастики………………………………………………………………...30

Список используемой литературы………………………………………32

 

Введение

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, именно поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В русском народном фольклоре существует масса потешек, которые сочетают в себе активизацию речи и движений рук. При этом известен факт того, что у детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде. Введение пальчиковых игр при повторении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного материала и улавливать ритм речи.

 Многие отечественные ученые, изучая деятельность головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Доктор медицинских наук, профессор академии педагогических наук М.М. Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» подчеркивает, «при своевременном обращении к логопеду и систематических занятиях тугоухий и глухой ребенок вырастет полноценным человеком, только родителям не надо падать духом и настроить себя и ребенка на спокойную и длительную работу, которая завершается успехом».

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука - это инструмент всех инструментов», говорил еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг» - писал Кант.

 

1. Психологические и физиологические аспекты развития мелкой моторики рук

На сегодняшний день общеизвестен факт: уровень развития высших форм познавательной деятельности находиться в прямой зависимости от состояния двигательного анализатора в целом, а особенно от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук! В связи с этим мероприятия по развитию мелкой моторики рук должны обязательно включаться в систему коррекционно-развивающего обучения детей, имеющих различные отклонения в психофизическом развитии.

И.П. Павлов называл мозг органом приспособления к окружающей среде. Мозг связывает организм человека с окружающим его внешним миром, дает возможность приспособиться к условиям среды. Чем сложнее мозг, тем совершеннее и тоньше будут механизмы приспособления, которые он создает. Ребенок рождается с очень незрелым мозгом, который растет и развивается на протяжении многих лет. У новорожденного вес мозга составляет 350- 400 граммов, уже к году он утраивается, а к шестилетнему возрасту близок к весу мозга взрослого человека. Головной мозг человека по своему внешнему виду напоминает гриб: корень - это так называемый ствол мозга, в его состав входят продолговатый мозг, варолиев мост и зрительные бугры; шляпку гриба образуют большие полушария – правое и левое. К ним прилегает малый мозг или мозжечок. Для развития речи ребенка большое значение имеет развитие больших полушарий, так как в них совершается работа сознания, возникают мысли и чувства. В коре мозга человека – 17 миллиардов нервных клеток. Нервные клетки – самые драгоценные элементы организма. Ко времени рождения ребенка их размножение заканчивается и далее, на протяжении всей жизни человека, не прибавляется ни одной клетки. В случае гибели нервных клеток они не восстанавливаются и не замещаются. В разных отделах мозга строение коры сильно отличается по характеру нервных клеток, толщине слоев и их распределению – это зависит от того, какую работу выполняет тот или иной участок коры. В речевых областях разделение коры на слои, и созревание нервных клеток завершается в основном к двухлетнему возрасту ребенка, но точное строение коры совершенствуется еще  в течение многих лет. Таким образом, возможность развития речи и отвлеченного мышления у человека определяется высоким развитием его мозга.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожным и деликатным в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной информации с легкостью и азартом.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «предложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков -сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Прежде всего, это дает толчок развитию речи, вследствие чего люди получают очень широкие возможности общения. Речь объединяет людей в деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения. М.В. Ломоносов эту роль речи образно охарактеризовал так: «Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить другому своих понятий, то бы не только лишены мы были согласного общих дел течения, которое соединением разных мыслей управляется, но и едва ли не хуже ли мы были диких зверей, рассыпанных по лесам и пустыням!».

Речь помогает в познании окружающего мира. У малышей это осуществляется посредством слова. Маленькие дети, знакомясь с окружающим миром, идут по пути проб и ошибок. Но очень скоро человеческое дитя начинает перенимать опыт окружающих его взрослых людей с помощью речи. Велико значение речи для развития психики ребенка. Ученые установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже со второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие особенностей предметов. Дети, владеющие речью в достаточной степени, легко находят контакты друг с другом, образно мыслят, понимают друг друга и согласовывают свои действия.

 

2. Виды пальчиковых игр  и варианты гимнастики

Пальчиковые игры интересны и полезны для каждого малыша. Когда мама для такой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживая, когда она трогает ладошку, берет его пальчики, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального интеллектуального развития впечатлений. Ребенок с большим интересом следит за руками взрослого, смотрит, как «зайка шевелит ушами», как «паучок бежит» и с помощью взрослого сам выполняет разнообразные движения. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев – делать массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводиться разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, достаточной амплитудой.

Очень хорошо для развития речи то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешают и успокаивают. Насколько малышу понравиться игра зависит от исполнения взрослых.

 Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и острожное, бережное прикосновение. Для детей с полутора-двух лет имеют большое значение выразительная мимика и речь взрослого, умение сделать в нужном месте паузы, сказать тихо или громко, угадать, когда нужно повторить движение без текста, определить, где нужно говорить очень медленно и т.д.

а) Потешки – русские народные пальчиковые игры

Очень хорошую тренировку движений дают народные игры – потешки.

Это жанр устного народного творчества, она исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослыми. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово, тем самым вводит ребенка в мир, учит его жить. Можно сказать, что потешка – это веселая народная школа для самых маленьких.

Например, СОРОКА- БЕЛОБОКА

Сорока-белобока кашку варила,

деток кормила.

(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)

Этому дала,

(загибает мизинчик ребенка)

этому дала,

(загибает безымянный пальчик)

этому дала,

(загибает средний пальчик)

этому дала,

(загибает указательный пальчик)

а этому не дала:

(шевелит большой пальчик)

ты дров не носил, печку не топил,

тебе каши не дадим!

(слегка щекочет ребенка)

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти «бабушкины сказки» — не что иное, как массаж в игре.

б) Изображение предметов, животных, птиц и т.п.

Приведенные здесь пальчиковые упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, считалочками, ритм которых соответствует ритму выполняемого упражнения. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

Примерные варианты:

ДОМИК.

Раз, два, три, четыре, пять –
(из кулака поочередно разгибаем пальцы, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять.
(ритмично сжимаем-разжимаем пальцы)
Раз, два, три, четыре, пять –
(по очереди сгибаем пальцы в кулак, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
(ритмично сжимаем-разжимаем пальцы)

ЦЕПОЧКА
Делаем колечки, поочередно соединяя большой палец с остальными на одной руке. В них попеременно продеваем такие же колечки из пальчиков другой руки.

Колечко с колечком соединяем,
Цепочку из пальчиков мы получаем

Апельсин

Взрослый читает стихотворение, а малыш поочередно разгибает пальчики, сжатые в кулачек, начиная с мизинчика.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один!

Эта долька для ежа,

Эта долька для стрижа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для кота,

Эта долька для бобра.

Ну а волку кожура.

Волку ничего не досталось. Малыш разводит ручками.

в данном варианте основной упор необходимо делать на соотношение больших пальцев и остальной части ладони (каждый палец должен соответствовать своему «одноименному брату»).

основной упор в данном варианте игры должен быть сделан на соединение указательного, среднего и безымянного пальцев.

в этом случае основное внимание надо уделить тому, как именно ребенок соединяет ладони (должны соединяться кисти в запястьях, чтобы сама ладонь выполняла роль створок ворот).

 Этот вариант игры должен выполняться в следующей последовательности: а) повернуть ладони к себе внутренней стороной, б) расположить их крест – накрест, при этом левая должна лежать на правой, соприкасаясь на запястье, в)сцепить между собой большие пальцы.

 

Изобразите зайчика - вытяните указательный и средний палец правой руки вверх. Рукой делайте прыгающие движения к себе, как будто зайка скачет:

Длинноухий зайка в огород пошел.

Большой кочан капусты заинька нашел.

На этих словах сложите пальцы левой руки в кулачек.

Попробуй капусту! – заинька сказал

Погрыз кочан немножко…

При словах погрыз, соедините большой и безымянный пальцы правой руки, сжимайте и разжимайте их, как будто зайка ест капусту: ам-ам.

Уберите импровизированный ротик зайки, оставив одни ушки на правой руке, и сделайте прыгающее движение рукой от себя, как будто зайка убегает.

Алые цветы

Ребенок, соединив обе ручки ладонями друг, к другу в форме тюльпана, медленно раскрывает пальцы.

Наши алые цветы

Раскрывают лепестки.

    Покачивает кистями ручек:

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

     Медленно закрывает пальчики:

Наши алые цветы

Закрывают лепестки.

в) Пальчиковые игры с использованием подручных средств

Многие педагоги используют пальчиковые игры как вариант физкультминутки, используя подручные средства, будь то карандаш или специальный мяч с шипами.

Примеры пальчиковых игр с использованием подручных средств:

1.«Ёжик»

Катиться колючий ёжик

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошки бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(круговые движения мячиком с шипами между ладонями).

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда, сюда,

Мне щекотно да, да, да.

(движения по пальцам).

Уходи, колючий ёж

В тёмный лес, где ты живёшь!

(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).

2.«Мячик»

Я мячом круги катаю,

(круговые движения мячиком по каждой ладони)

Взад вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто бы сметаю крошку,

И помну его немножко,

Как сжимает лапу кошка

(прижимаем между ладоней)

 3.«Карандаш».

Карандаш в руках катаю,

(катаем карандаш между ладоней)

Между пальчиков верчу.

(положить между указательным и средним пальцами и подвигать ими, придерживая карандаш)

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

(карандашом указать на каждый пальчик)

4. «Бусики — горошки».

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Ребенок похлопывает по внутренней стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки. Повторяет упражнение несколько раз, меняя руки.

К старшему дошкольному возрасту ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами. Хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением, способами работы ниткой и иголкой. Каждый пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким.

г) Использование игр – шнуровок

Прежде всего, вспомним: дети обожают "взрослые" игры. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, и малышу в его играх, конечно же, тоже хочется это делать.

Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая как раз отвечает детской потребности в подражании взрослым - пуговица с иглой. Эту игрушку можно предложить даже малышу 2 - 2,5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему, как можно "пришить" пуговицу. Самое простое, что может делать малыш на первом этапе, - проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны. Это уже большое достижение для маленького ребенка - ведь ему надо научиться координировать движения пальцев. Когда ребенок освоится с игрушкой, можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией. Научите его разным видам швов, симметричным и несимметричным орнаментам и узорам. В дальнейшем можно еще более усложнить игру, добавив к одному шнурку еще один или два (разных цветов). И узор будет красивее, и работа - сложнее.

Развивающая игрушка-шнуровка в форме ботиночка научит Вашего ребенка без труда завязывать шнурки и на собственной обуви. Вспомните и покажите малышу различные способы шнурования ботинок: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крестом сверху и т.д.

С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ежику или белочке, расскажите малышу сказку про то, как зверек собирал себе плоды на обед. Такая игрушка-шнуровка, как елочка с яркими новогодними игрушками, отлично подойдет к рождественским праздникам. Елочные игрушки часто бывают выполнены в форме геометрических фигур, так что, наряжая елку, вы заодно научите малыша распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду и т.п.

д) Гимнастические упражнения для пальчиков

Кроме игр с пальчиками существуют и гимнастические упражнения, которые включают в себя несколько вариантов

1. Упражнения для кистей рук (массаж кистей рук)

Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что «мы: погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию, Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность - 3-5 минут ежедневно или через день 10—12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц.

При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.

При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.

При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.

Упражнения выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Фиксируя руку ребенка, взрослый сгибает, разгибает пальчики малыша, делает пальчиками круговые движения.

Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик.

Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.

Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.

«Моторчик» — Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

«Кулак - ребро — ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо-нос» - левой рукой взяться за копчик носа, правой — за противоположное ухо,, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» — рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмерка» — нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза — сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

«Перетяжечки» — Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.

«Колечки» — сомкнутые большой и указательный пальцы правой руки — большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левой — малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочередно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на. правой руке получилось малое кольцо, а на левой — большое.

«Марионетки» — Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Все остальное расслаблено и болтается. Куклу начинают дергать за веревочку в различном темпе.

«Кулачки» — Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.

2. Упражнения на повышение уровня активации

Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную «чувствительность».

 Самомассаж ушных раковин - мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.

Самомассаж боковых поверхностей ладоней рук - ребенок стучит ребром правой ладони по внутренней стороне левой ладони раз десять, затем меняет руки.

Хлопки -  растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.

 Самомассаж головы - пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе: руки двигаются от ушей к макушке.

3. Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук

 «Бодание» кулачками - ребенок сжимает пальцы рук в кулачки, затем крепко прижимает их друг к другу, как будто два кулачка «бодаются». Повторяют упражнение несколько раз.

 «Проверка сцепления» - ребенок сцепляет пальцы «в замок»: правый и левый кулачки чуть-чуть раскрывает и «вкладывает» друг в друга, Пальцы сжимает. Затем тянет руки в разные стороны. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.

«Давай обнимемся» - ребенок сцепляет пальцы обеих рук и давит подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней. Повторяют упражнение несколько раз.

 «Пальчики прыгают» - ребенок сгибает пальцы рук и соединяет их ногтями (большой палец с большим, указательный с указательным и так далее). Затем он резко распрямляет пальцы и соприкасается уже подушечками. Потом снова ногтями, опять подушечками и так далее.

е) Оздоравливающие пальчиковые игры

Многие уже слышали об иглорефлексотерапии. Через активные точки на коже человека не только иглами, но и лазерным лучом, и электропунктурой восстанавливают работу энергетических каналов. Каждый такой канал регулирует деятельность определенного органа, а то и системы органов тела.

На пальцах рук три энергетических канала начинаются своими активными точками и еще три - заканчиваются. Причем каналы дублированы. Например, по левой руке проходит и заканчивается у ложа ногтя большого пальца канал легких. Такой же канал симметрично расположен на правой руке. Отсюда следует, что вовсе не безразлично, какие пальцы вы сомкните друг с другом или прижмете к ладони. Поначалу соедините подушечки большого, безымянного пальцев и мизинца, а указательный и средний поднимите вверх. На каждой руке согласно Аюрведа, это мудра жизни. А мы назовем мудру жизни двумя «зайцами». Этой паре есть что рассказать и друг другу, и вашему малышу. Они могут и запеть хором. Споют, попляшут такие «зайчики» раза три в день, а у мамы и ее малыша, если и он примет участие в такой игре, прилив сил: улучшится самочувствие, бодрость, выносливость. Эта мудра выравнивает потоки энергии в каналах, и организм начинает работать, словно хорошо настроенная скрипка: каждый орган, как струна, звучит чисто и слаженно. Повторим: для лечебного эффекта мудра выполняется двумя руками одновременно - играют два «зайчика».

Назовите мудру знания игрой в два «петушка». Научите своего малыша делать «петушков», которые танцуют, ссорятся, поют «ку-ка-ре-ку!», будят по утрам, здороваются с солнышком. А на стене откройте театр теней: разыграйте сценки между большим «Петей-петушком» и маленьким «Петей-петушком».

Поиграйте с ребенком в «хитрых лис». Соединив подушечки большого, среднего и безымянного пальцев на каждой руке и свободно подняв мизинец и указательный Аюрведа называет такую конструкцию мудра энергии.

Не понуждайте ребенка к игре, а если он заигрался, не прерывайте. Ведь мудры - не химическое лекарственное средство, передозировка тут не грозит. Кроме того, мудры всегда и везде «в ваших руках».

Каждую из трех мудр выполняйте двумя руками одновременно: два «зайца», два «петушка», две «лисы». Не понуждайте ребенка к игре, а если он заигрался, не прерывайте.

А теперь научите ребенка строить «домик». Для этого соедините перед собой боками большие пальцы рук (дверь), а над ними соедините подушечки указательных пальцев. Оставшиеся три пальца каждой руки вдвиньте друг в друга. Вход в домик выглядит высоким, а крыша за ним низкая.

Чтобы ребенок не заскучал, приведите уже известных «зверушек» в гости к «домик» -теремок.

Если у вашего ребенка астения, переутомление, раздражительная слабость, то поможет мудра черепаха. Мудра выполняется легко: вдвиньте четыре пальца правой руки между четырьмя пальцами левой до выпуклых косточек в начале тыльной стороны ладоней. Образуется выпуклый панцирь черепахи, причем, ближе к вашему лицу лежит указательный палец правой руки. Теперь соедините подушечки больших пальцев: получится голова целительной черепахи. В этой позе все пальцы замкнуты, все входы и выходы шести энергетических каналов рук перекрыты, и утечка энергии из каналов прекращена. Более того, под куполом черепахи образуется энергетический запас, который организм сразу же передает в бедствующее место.

Расскажите малышу о мудрых черепахах-долгожителях, всегда поспешающих медленно. Познакомьте черепашку с другими зверушками. Поведайте, как мудрая черепаха на спор обогнала быстроногого зайку.

 

  1. Проведение пальчиковых игр, методические рекомендации педагогам и советы родителям

Важным звеном в применении этих игр является момент их преподнесения ребенку, т.е. ее демонстрация. Этот процесс должен включать в себя следующее: - перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения (правильное выполнение упражнения и необходимый эмоциональный настрой.)

-перед началом упражнений разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

- все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

- выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

- при выполнении упражнений необходимо вовлекать все пальцы руки.

- необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

-  нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

-  все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко

( оказывается помощь.)

-  в идеале: каждое занятие имеет свое название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.

-  текст разучивается наизусть постепенно, начиная с частей, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

-  выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

- не ставьте несколько сложных задач сразу (невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.)

- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Обязательно посмотрите хотя бы на одну маму или бабушку, которая «исполняет» игру так, что детям нравится. Имеет значение-многое: темп, тембр голоса, выражение лица, громкость, положение тела, а не только пальцев.

Помогать ли пальчикам? Это непременно нужно делать, если вы занимаетесь с младенцем, который сам пока не делает произвольных движений пальцами. Но тут и игры проще - с разгибанием-загибанием отдельных пальчиков, с небольшим массажем, с ощупыванием предметов разной формы и фактуры.

Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания ми разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Если ребенок по своей инициативе подражает вашим действиям, иногда все же приходиться на первом этапе занятий пальчиковыми играми брать его ручки в свои и манипулировать ими, чтобы понял, чего от него хотят. Но есть игры, в которых это технически невозможно сделать — ведь чтобы одновременно обе ручки и десять пальчиков двигались по-разному, направляясь мамой, у этой мамы должно быть своих двадцать с лишним!

Еще важный вопрос: как расположиться мам относительно ребенка, чтобы помочь освоить пальчиковые игры? Когда для игры нужна только одна ручка («Этот пальчик - дедушка», «Сорока»), это не очень важно - хоть сбоку, хоть просунув ручку ребенка через прутья кроватки. Вопрос встает, когда начинают работать обе руки. Лучше начинать с того, что мамы сидят на стульях, дети — у них на коленях, спиной к животу. Освоившись и захотев самостоятельности, дети уже сами могут садиться рядом или друг с другом.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Пальчиковые игры готовят малыша к счету, помогают лучше осознать понятие выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребенка.

Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди, или действуют поочередно, напоминают маленькие сказочки, например: «Два толстых поросенка», «Краб», и выполнять их сами могут только дети 4-5 лет, а более маленьким их должны показать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с взрослыми или с его помощью.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления - это и есть пальчиковые игры. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

 Само по себе название «пальчиковая гимнастика» включает в себя два составляющих – гимнастика с помощью пальцев. Такая гимнастика очень интересное, забавное и полезное занятие.

Играя в пальчиковые игры мы:

1. Развиваем речь.

2. Пальчиковая гимнастика развивает умение подражать взрослым…, учит вслушиваться в речь и ее понимать… повышает речевую активность.

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

4. Упражнение из пальчиковой гимнастики делает речь более четкой, ритмичной, яркой. При выполнении его ребёнок усиливает контроль над своими движениями.

5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Тем самым мы выполняем отличное веселое упражнение для развития памяти!

6. Руками можно «рассказывать» целые истории. Сначала пример покажет педагог (взрослый), а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

7. После упражнений пальчиковой гимнастики кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.

Детям нравятся игры с пальчиками, они легко усваивают движения, улавливают ритм. Ведь пальчиковые игры можно сопровождать также и музыкой. И, потом, поражает разнообразие данного типа игр. При желании родители без труда могут обратиться к источникам интернета, к педагогу или же проявить фантазию и творчество в придумывании собственных стихов и сопровождающих действий к «авторским» пальчиковым играм. В арсенале же любого педагога найдутся непременно излюбленные игры, применяемые им в образовательном процессе.

Рекомендации по последовательному введению пальчиковых игр в учебный процесс:

- при проведении пальчиковых игр убедитесь в том, что ручки ребёнка тёплые (можно похлопать ими, потереть ладошки);

- при проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читайте или рассказывайте медленно, чтобы дети успели выполнить показанные движения, по мере освоения движений,  темп можно ускорить;

- не торопитесь обновлять репертуар, игр должно быть не более 2-3; новые варианты надо вводить постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых.

 

Группа №9 как пример развития речи с использованием пальчиковых игр и гимнастики

Став воспитателем ясельной группы, в которую поступили дети 2-х и менее лет, моей основной задачей стало научить их разговаривать, не боясь и не стесняясь меня. И тут на помощь пришли бабушкины потешки: «сорока-белобока», «водичка, водичка…», «ай-ду-ду, сидит ворон на дубу…» и многие другие. Эти потешки стали средством установления психологического контакта между мной и ребенком, они помогали мне войти к ребенку в доверие. При всем при этом, потешка является простым вариантом пальчиковой гимнастики. Таким образом, мы установили с детьми доброжелательные отношения и прошли первый этап развития речи детей в младшем дошкольном возрасте.

Следующим этапом в моей работе стало художественное творчество моих детей. В этом случае каждое наше занятие по рисованию опиралось на  все те же потешки, как средство привлечения внимания воспитанников. Основной техникой рисования стало рисование изначально ладонью, а после отдельными пальчиками. Начало обучения лепке заключается в демонстрации воспитанникам всех возможных техник, а именно, отщипывание пластилина, размазывание, надавливание, катание «столбика».  Таким образом, мы опять  развиваем  пальчики и нашу речь.

Нельзя забывать и проводимую индивидуальную работу, которая заключалась в демонстрации и использовании прищепки в игре (пример, игра «солнышко»). Также учились нанизывать деревянные фигурки фруктов на шнурок, в продевании «мышки» в норку (шнуровка «сырок»).

Во время проведения закаливания после сна мы использовали самомассаж шишками, при этом учитывали особенности каждого ребенка (кто-то сам катал шишку по ладошке и каждому пальчику, кому-то выполняла сама я).

Моей находкой стала дидактическая игра «сорока-воровка», основная цель которой заключается в развитии силы всей руки и в частности каждого пальчика. В этой игре используемыми материалами являются фигурка животного и обычная пищевая фольга.

Содержание игры: необходимо поместить на оконное стекло изображение сороки. Деткам сказать, что за окном спряталась сорока и хочет к нам в гости, но нехорошо встречать гостей с пустыми руками, надо приготовить ей подарки. Спросить у детей, знают ли они, что любит сорока, похвалить ответивших правильно, если не знают, то рассказать о том, что сорока любит блестящие вещи. Предложить им спрятать подарок в блестящую фольгу: для этого необходимо обернуть фигурку так, чтобы все ее детали  были видны. После окончания работы предложить подойти к окошку и подарить сороке все свои подарки. Похвалить детей за хорошее выполнение работы.

Подводя итог всему мною сказанному, хочу лишь подтвердить факт развития речи у моих воспитанников – большая часть вообще не говорящих детей, заговорили через 3-6 месяцев (время зависит от индивидуальных особенностей). Считаю, что надо продолжать начатое и теперь стремиться к правильному произношению слов у воспитанников.