8(4234)32-66-97, 32-62-03
Приморский край, г.Уссурийск, ул.Белинского, 35
E-mail: MDOU-detsad40@yandex.ru

Информационно-образовательные ресурсы:

  • Официальный сайт Министерства Образования и науки Российской Федерации:http://www.mjn.gov.ru
  • Федеральный портал " Российское образование"-http://www.edu.ru
  • информационная система " Единое окно доступа к образовательным ресурсам"-http://window.edu.ru
  • единая коллекция цифровых образовательных ресурсов-http:// scooll-collection.edu.ru
  • федеральный центр информационно-образовательных ресурсов-http://fcior.edu.ru

про порядок и чистоту

 

«Все свои игрушки сам я расставлю по местам»

          Часто родители спрашивают о том, как можно ребенка приучить к аккуратности. Вообще-то приучать ребен­ка к аккуратности нужно с са­мого раннего возраста. При­чем не стандартным набором нравоучений типа “я же тебе говорила, ешь аккуратно”, “складывай игрушки в ящик”, ‘‘не разбрасывай свои вещи”, а собственным примером. Если ребенок видит, что мама все­гда свои вещи убирает в шкаф, не раскладывает по всей квар­тире вязание или шитье, то он уже автоматически, на подсоз­нательном уровне, копирует ее поведение. Но если мама хо­дит по дому непричесанная, небрежно одетая, моет посуду только в том случае, если уже нет ни одной чистой чашки, то требовать от ребенка соблю­дения порядка просто бессмыс­ленно. Поэтому начинайте с себя.

          Уже с самого раннего воз­раста приучайте ребенка к ак­куратности в одежде. Если он пролил на себя сок, измазался в каше, порвал брюки на про­гулке - обязательно переодень­те его. Стирки вы себе, конеч­но, прибавите, но результат стоит того. Четко разделите детские вещи: эти домашние - в них мы ходим дома, эти “гуля- тельные” - практичная, “ стирабельная” одежда, в которой удобно играть в песочнице, кататься с горок, ездить на ве­лосипеде, и парадно-выходные вещи. Ребенок должен понять, что в парадном платье не следует возиться в грязи. Поэтому и мама должна оде­вать ребенка соответственно обстоятельствам. А то зачастую можно наблюдать такую ситуа­цию: нарядив девочку в свет­лое платье или комбинезон, мама, боясь, что вещь испор­тится, заставляет ребенка чин­но ходить по дорожкам. Но ведь это же ребенок - ему и побегать, и поиграть хочется.

         Постарайтесь приучить ма­лыша к ношению фартука. Причем в одном фартучке нуж­но кушать, в другом - рисовать красками и лепить из пластили­на. Кстати, на этом же этапе выделите ребенку салфетку, на которую ставится его тарелка (это избавит вас от необходи­мости каждый раз стирать ска­терть), а прежде чем рисовать или лепить, подстелите специ­альную клееночку. Очень важ­но, чтобы это были именно спе­циальные детские вещи, а не первое попавшееся под руку полотенце. Вот увидите, очень быстро малыш привыкнет и будет сам напоминать вам об этих атрибутах.

         Как можно чаще подчерки­вайте, что красивым может быть только аккуратный ребенок. Лохматая девочка никогда не будет выглядеть, как принцес­са, у настоящего мужчины бо­тинки всегда начищены. Рас­скажите ребенку сказку про Фею вежливости и аккуратнос­ти, которая всегда приходит на помощь аккуратным детям.

С самого раннего детства воспитывайте у детей чувство вкуса. Если вы будете в 3 года одевать девочку в синюю юбку, желтую кофту и красные колгот­ки, то нечего удивляться, что в 13 лет она будет ходить в со­вершенно нелепой одежде с душераздирающим макияжем.

         Еще один важный момент. Дети должны видеть, что вещи не сами собой становятся чис­тыми и красивыми. Поэтому по­лезно дать им попробовать вы­стирать свои колготки, а после улицы протереть тряпочкой ис­пачканную обувь. Выделите ре­бенку специальную вешалку, где будут висеть его куртки. Причем крепить ее нужно на такой высоте, чтобы малыш мог сам до нее дотянуться. Около кроватки поставьте стул, на ко­тором, отправляясь спать, ре­бенок будет развешивать свою одежду.

        Таким образом, приученный с детства выглядеть опрятно, он и в дальнейшем будет следить за своим видом.

        Второй момент, на который нужно обратить внимание в вос­питании ребенка, - это аккурат­ность в быту. Опять же, здесь все зависит от родителей. Поэтому в первую очередь ликви­дируйте бардак в доме. Невзи­рая на размеры квартиры, обя­зательно выделите ребенку его персональное пространство. В идеале это, конечно, отдельная комната. Если таковой нет, от­ведите ему хотя бы какой-нибудь угол, где может стоять коробка с игрушками, письмен­ный стол, секретер. Уже лет с 3-4 следует приучать ребенка самому (естественно, с вашей помощью) поддерживать поря­док - складывать игрушки в ящик, а карандаши и фломастеры в коробку. Важен не столько ре­зультат уборки, а то, что он сам изо дня в день этим занимается. Тогда с раннего возраста этот процесс станет для него вполне естественным.

       Правда, занятие будет более интересным, если ящик, где “жи­вут” игрушки, будет оформлен в виде какого-нибудь домика или теремка (выполняются они без особых хлопот из большой картонной коробки от телевизора или стиральной машины), ска­зочного существа (к бокам мож­но приделать лапы и хвост, а на крышке - подобие морды). К тому же все детские ящики и коробки должны быть располо­жены так, чтобы ребенок без проблем мог до них дотянуться. Бессмысленно требовать, чтобы он убирал на место книжки, если они стоят на верхней полке шка­фа. Ребенок, может, и рад бы их убрать, но даже встав на стул, с трудом мо­жет дотянуться.

       Вообще же гораз­до эффективнее пред­ложить ребенку игру, в процессе которой будет проводиться уборка, чем по двад­цать раз напоминать, что нужно собрать ку­бики. Девочек обычно привлекают игры в Зо­лушку, в дочки - матери. Только вот не за­будьте по окончании уборки устроить бал. Конструктор гораздо интереснее склады­вать, если выбрать строго определенную схему укладывания элементов в коробку. Причем одну неделю укладывайте по одной схеме, на следующей - придумайте что-то новенькое.

       Кстати, многие дети с удовольствием вытирают пыль, пытаются мыть полы. А уж если после того, как вместе пропылесосили мебель, вы начнете пылесосить детские уши (вспомните Карлсона), уборка превратится в очень ве­селую игру. Замечательно, если бы вам удалось найти такое дело, например поливать цве­ты, вытирать пыль, которое бу­дет выполнять исключительно ребенок. Это приучит его к оп­ределенной ответственности. И естественно, если он что-то просыпал, пролил или испач­кал, постарайтесь, чтобы он принял посильное участие в ликвидации непорядка.

       Старайтесь как можно чаще хвалить малыша, подчеркивать, как для вас важна его помощь. Можно даже придумать забав­ные поощрительные медали и дипломы, “Мамин помощник", “За лучшую уборку”.

      Третий момент - это на­учить ребенка аккуратности в учебе. И начинать нужно еще в дошкольном возрасте. Все ка­рандаши, альбомы, раскраски должны лежать в определен­ных местах. Если ребенок при­выкнет к этому, то тетрадки и учебники всегда будут акку­ратно сложены. Учите его рас­крашивать картинки, не зале­зая за края. Покажите, как пра­вильно работать кисточкой, что­бы получались рисунки, а не акварельная мазня. Выполняй­те как можно больше различ­ных упражнений на развитие мелкой моторики пальцев (сей­час существует масса различ­ных методик). Это очень при­годится при освоении навыков письма. Обязательно приучай­те ребенка все доделывать до конца: если уж собирать паз­лы, то лучше помочь ему сло­жить всю картинку, чем бро­сить на “полдороге”. Можно попробовать начать учить ре­бенка основам систематизиро­вания материала: например разложить в одну стопку сказ­ки, в другую - книги про живот­ных и так далее.

Иногда родители почему-то уделяют внимание только одному из этих направлений. И в результате ребенок, имею­щий отличные успехи в школе, не в состоянии поддерживать порядок в своей комнате, не говоря уже о том, чтобы помо­гать взрослым, или просто ис­кренне не понимает, почему его ругают за торчащие вихры и мятые брюки.